Молодежь в бизнесе и политике

Молодежь в бизнесе и политике

(Текст выступления на международном экономическом он-лайн форуме)

Приветствую всех участников и слушателей форума.

Мне хотелось бы поднять один из наиболее важных вопросов, связанных с бизнесом и, в частности, с бизнесом в России и участием в нем молодёжи.

Чтобы более точно определить, на мой взгляд, самые горячие точки обсуждаемой темы, немного поиграем в игру «Что? Где? Когда?».

Итак, что или кто?

Молодёжь – это граждане до 30 лет, а согласно законопроекта о молодежной политике, верхняя планка для молодёжи поднимается до 35 лет.

«Законопроект призван закрепить единый понятийный аппарат, используемый в сфере молодежной политики, в том числе, понятия «молодежь (молодые граждане)», «молодая семья», «молодежные общественные объединения» с определением единых возрастных критериев — 35 лет. Таким образом, численность молодежи в РФ увеличится на 12,7 млн. человек и достигнет 41 млн., благодаря этому больше граждан России смогут воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными государством».

Вроде бы законотворческая инициатива даже и ничего — и демографический бум на бумаге произвели, и меры поддержки какие-то пообещали опять, но пойдём дальше.

Итак, нам известен возрастной критерий.

Следующий вопрос: где?

Молодежь в бизнесе.

В каком конкретно бизнесе молодежь вообще есть.

Все виды бизнеснаправлений я разбирать не буду, но понятные мне категории, к которым я имею отношение, я рассмотрю.

Итак, предлагаю разделить определение бизнеса на три известных всем уточняющих понятия: крупный бизнес, средний и малый соответственно.

Роль и участие молодёжи в крупном бизнесе мне практически неизвестна. Оно и понятно, ведь покуда добьёшься результатов, состаришься. Поэтому крупный бизнес исключает участие в нем молодежи. Если вы не чей-то родственник или чья-то любимая женщина, разумеется.

Шансы обычным людям войти в крупный бизнес минимальны. И это всем понятно.

Поэтому молодежь может быть только в среднем и, более вероятно, в малом бизнесе.

Еще одна необходимая переменная в нашем уравнении — это время.

Вопрос — когда?

Когда — сейчас — это время новых перемен, пандемии, время возможностей и потерь.

С одной стороны, в мире it технологий возможно раскрутить с нуля любой бизнес буквально из ничего, за какие-то лайки и подписки собирать миллионы потребителей ваших товаров и услуг и десятки миллионов рублей.

Но, с другой стороны, времена шальных возможностей и денег уходят все дальше за исторический горизонт. Сегодня уже никто не может урвать куш на приватизации, заполучив комбинат, а может и целую отрасль в экономике страны. Очень трудно украсть, срезать на чермет то, что уже и так разворовано. В наши дни все обязаны объяснять происхождение средств, и за любой платёж и контрагента приходится переживать, а все ли там хорошо или меня опять заблокируют на 20 дней по 115 ФЗ просто потому, что кому-то что-то показалось или система так решила.

Кто/что — молодежь, где — в бизнесе, когда — сейчас!

Собственно говоря, от вопроса молодёжи в крупном бизнесе мы пришли к вопросу о рисках и проблемах в среднем и малом бизнесе.

Агентство Стратегических Инициатив, венчурные фонды создают определённую работу и, кажется, все не так уж и плохо. Вон Российский венчурный фонд «Молодежная предпринимательская инициатива» молодым людям спешит помочь запустить их бизнес-проекты, выделяя до 50 млн. рублей стартового капитала на каждый… Разве это не здорово?

«Сейчас самое проблемное время для выхода молодого поколения на рынок труда, — признает помощник президента России Максим Орешкин. — Молодежная безработица выросла на треть. В такой ситуации любые дополнительные возможности для создания своего дела молодыми людьми — это очень хорошо и правильно. Новый проект, объединяющий портал и фонд позволит молодым людям получить помощь наставников, найти единомышленников в команду и, самое главное, получить инвестиции для реализации своих идей. Такую возможность упускать нельзя».

Да простят меня представители упомянутых структур, но мне очень интересно, сколько молодых бизнесменов получило такую помощь.

Поправьте меня, если я неправ, но на практике, обычно бывает так: из 100 проектов отсеивается 90 при подаче заявок, а 10 отваливаются на последующих этапах.

В итоге никакой поддержки, одни разговоры. Время только отняли. Я 10 лет назад сам пытался получить компенсацию по одной из столичных программ за машину, купленную в лизинг на свою компанию. По всем критериям я подходил. Сколько порогов обил. В итоге ноль. Лучше бы делом занимался, чем потратил свое время.

В результате таких мер вообще никто не получает никакой поддержки, а вот зарплату за бурную деятельность при отсеивании всех из всех достойные работники обязательно получат.

Где же еще взять денег на бизнес?

Кредит в банке компания без оборотов и истории получить не может. Зарубежные инвестиции с большим трудом пытаются заходить в Россию, но имеется ряд условий, как правило, опять же невыполнимых для стартапов (например, 30 % от запрашиваемой суммы должно быть на счёте. Отчетность по стандартам МСФО за последние 3 года… и т.д.)

Все это, возможно, реальные решения для уже действующего бизнеса, но привлекают подобные инвестиции единицы.

Пользуясь безвыходной ситуацией страстно желающих молодых людей поучаствовать в бизнесе, создаются мошеннические организации по продаже лжефраншиз, людей активно заманивают на всевозможные тренинги инфоцыгане, обещая просветление в финансовых вопросах.

Действующему бизнесу и особенно стартапам нужны настоящие эффективные решения, нежели обещания, дразнилки деньгами и тренинги от мошенников.

В качестве примера приведу пусть не глобальный, но вполне действенный вариант реализации стартапа на базе возобновляемого денежного ресурса.

Фонд, инвестор или сам бизнесмен в этом случае вкладывает не сами деньги, а полученный процент от проинвестированной ранее суммы в другой, более надежный проект.

У нас есть несколько конкретных примеров, доказывающих без особых расчётов эффективность и обоснованность такого подхода.

Лимит моего времени подходит к концу, поэтому приведу один наиболее яркий пример.

Ко мне, как к финансисту и человеку, связанному в определенной степени с киноиндустрией, регулярно обращаются люди с различными проектами. В очередной раз обратились достаточно известные люди с просьбой оказать содействие в создании телеканала, связанного с модой. Идея, мягко говоря, сомнительная, чтобы вкладывать в нее деньги. Ну кому сейчас нужны эти каналы. Их уже сотни, и дефицита нет.

Несмотря на уверения об уникальности контента и невероятных перспективах, я увидел перед собой ничего не понимающего инвестора со ста миллионами рублей и молодого бизнесмена со стартапом, который чужими деньгами хочет проверить свою теорию.

Как я говорю: поиграть в свои игры за чужой счет.

Кого же из них мне было жалко? Безусловно обоих, но в большей степени инвестора.

Потому что 100 миллионов рублей израсходуются быстрее, чем появится телеканал, способный окупать сам себя.

И денег никто уже не вернёт.

Я взял паузу на размышление, и через неделю мы встретились снова. Я пригласил в проект уже разбирающегося в стрим эфирах человека со своим интернет-каналом и предложил свой поэтапный вариант реализации проекта.

Заключался он в следующем: деньги инвестора мы вложим в высоконадежный инвестиционный проект нашего инвестклуба Терра Капиталиста, защитив его высоколиквидными залогами, в 2-3 раза превышающими проинвестированную сумму, а ежемесячный доход в размере 3 млн. рублей спокойно направим на реализацию венчурного проекта. Откуда взялась эта сумма? Доходность для инвесторов равна 3% в месяц, что составляет 36% годовых.

Соответственно, такая сумма. Вот именно её — ежемесячный возобновляемый ресурс и нужно инвестировать в венчурный проект и тогда совершенно не страшно пробовать запускать какие угодно стартапы, зная, что на следующий месяц поступит новый денежный транш, а тело депозита — проинвестированные 100 млн. рублей — в нашем случае останутся в целости и сохранности.

Аналогичная схема применима для работы благотворительных сообществ, где пожертвованная сумма не расходуется сразу же, а инвестируется, и полученный доход ежемесячно распределяется на нужды фонда и уставную деятельность — регулярная помощь людям и животным. Мы апробировали это в работе нашего благотворительного сообщества светлых меценатов и с удовольствием делимся нашими наработками с коллегами из благотворительных фондов.

Наверняка что-то подобное есть в крупном формате, но в мелком и среднем бизнесе лично я подобных решений не встречал и считаю опыт нашего инвестиционного клуба Терра Капиталиста по-своему уникальным и безопасным решением, как для инвесторов, так и для молодых бизнесменов со своими стартапами.

Я желаю всем успешной реализации задуманного, и спасибо за внимание.

Светлый бизнесмен

Обсуждение закрыто.